Искусственный интеллект может существенно упростить жизнь маркетолога: задачи, которые раньше занимали несколько дней, теперь можно выполнить за несколько часов. Разбираемся, как маркетологу правильно работать с нейросетями, чтобы проанализировать конкурентов, целевую аудиторию и сформировать УТП.
Как применять искусственный интеллект в маркетинговом анализе
Обозначим, что под маркетинговым анализом мы понимаем проведение исследований с целью изучения рынка, конкурентов и аудитории. Анализировать все эти показатели актуально перед запуском бизнеса или выпуском нового продукта, а также для написания лендингов, запуска рекламных кампаний и других задач.
Начальные этапы маркетингового анализа не требуют глубокого погружения. Нейросеть соберет данные, отсортирует их и сделает первичные выводы без потери качества. А вы сможете подключиться на этапе принятия решений и формирования маркетинговой стратегии на основании полученных данных.
Искусственный интеллект способен быстро обрабатывать большой объем данных и формировать на его основе выводы, гипотезы и находить новые тренды. Внедрение нейросетей в маркетинг помогает выстроить его с опорой на цифры и четкие закономерности – то есть применить data-driven подход.
Перейдем от теории к практике и разберем, как правильно писать промпты для маркетингового анализа, включая:
- Анализ целевой аудитории
- Сегментацию аудитории
- Анализ конкурентов
- Анализ лендингов конкурентов
- Формирование УТП и отстройки от конкурентов
Как правильно построить промпт для нейросетей
Нейросеть можно сравнить с человеком, который помнит все, что есть в интернете. Без понимания, как эту информацию применить, такая способность не несет никакой пользы. Именно поэтому нейросети нужен «руководитель» — человек, который составит четкое ТЗ или промпт, с помощью которого искусственный интеллект проанализирует массивы данных и выдаст практически применимый результат. Поэтому хороший промпт для искусственного интеллекта должен быть подробным и содержать 4 основных блока:
- Контекст. Сначала нужно описать все вводные данные: роль и опыт нейросети, актуальные для данного запроса, а также ситуацию, в которой мы находимся
- Цель. Пропишите, что именно вы хотите получить от ИИ.
- Требования. Укажите ваши пожелания к формату ответа, уровню детализации и другим особенностям.
- Дополнительные ограничения или инструкции. Здесь можно прописать, чего нейросеть делать не должна, или добавить пример ответа, который вы хотите получить.
Промпт, составленный по такому алгоритму может выглядеть так:
Представь, что ты эксперт в области искусственного интеллекта и специализируешься на создании промптов для маркетологов. Ты участвуешь в вебинаре для интернет-маркетологов.
Твоя задача создать презентацию для вебинара на тему «Как применять искусственный интеллект в маркетинговом анализе для бизнеса».
Презентация должна содержать общие принципы работы с нейросетью ChatGPT, включая написание промптов и конкретные примеры использования. Дополнительно приведи примеры использования искусственного интеллекта для анализа потребностей целевой аудитории и конкурентного анализа.
Выполняй работу по шагам:
- Задай все возможные вопросы, чтобы сделать презентацию лучше.
- Создай план презентации прежде чем писать слайды.
- Распиши информацию, которая будет на каждом слайде.
- Дай рекомендации по визуальному сопровождению для каждого слайда.
Составлять такой подробный промпт необходимо, чтобы получить качественный результат. Если отправить простой промпт «Создай презентацию про маркетинговый анализ с помощью искусственного интеллекта», то результат выйдет поверхностным.
Анализ целевой аудитории
Чтобы помочь искусственному интеллекту разобраться в аудитории вашего бизнеса, прикрепите к промпту дополнительные материалы в формате текстового документа. А в самом запросе попросите их проанализировать. Для анализа аудитории будет полезна следующая информация:
- Отзывы клиентов из социальных сетей и сайтов-отзовиков
- Упоминания компании на сторонних ресурсах
- Статистика покупок или записей на услуги клиентов
- Результаты опросов клиентов в анкетах, интервью и кастдевах
- Поведение пользователей сайта, самые популярные страницы
Пример промпта для анализа аудитории:
Представь, что ты маркетолог с 15-летним стажем в сфере [ниша бизнеса]. Тебе нужно проанализировать целевую аудиторию компании. Я прикрепил файл с отзывами клиентов. На основе полученных данных и своей информации выдели: боли, желания, страхи и возражения аудитории. Предоставь информацию в виде таблицы с примерами цитат.
Сегментация аудитории
Чаще всего среди клиентов компании есть несколько групп аудитории, которые можно выделить по схожим социально-демографическим, географическим и другим признакам. Чтобы более глубоко понять, кто же пользуется вашим продуктом, рекомендуем разделить аудиторию на сегменты с помощью нейросети.
Пример промпта для сегментации аудитории:
Представь, что ты профессиональный маркетолог, который пытается продать [назовите товар]. Предоставь очень длинное, глубокое и подробное описание всех сегментов целевой аудитории. По каждому сегменту аудитории перечисли «точки боли» в виде списка. Перечисли желания целевой аудитории в формате списка.
Вот описание продукта, которое нужно для определения целевой аудитории и ляжет в основу твоего маркетинга: [максимально подробное описание продукта].
Анализ конкурентов
С помощью нейросети можно проанализировать сильные и слабые места конкурентов, а также ключевые преимущества. Искусственный интеллект анализирует все, что можно найти в интернете об их бизнесе: сайты, социальные сети, рекламные кампании и отзывы.
Если вы пользуетесь ChatGPT, рекомендуем для анализа конкурентов использовать функцию Deep Research. В этом режиме нейросеть самостоятельно определит список нужных источников информации, а также перепроверит их. Она может выйти в интернет, изучить сайты и при необходимости получить доступ к документации. При всех плюсах этой опции, есть и минус: даже на платном тарифе ее можно использовать не более 10 раз в месяц.
Пример промпта для поиска и анализа конкурентов:
Представь, что ты эксперт в маркетинге, специализирующийся на маркетинговом анализе. Изучи компании, производящие парфюмерию в России. Предоставь
Определи их конкурентные преимущества, а также сильные и слабые стороны. Предоставь информацию в виде таблицы.
Пример промпта для анализа выбранных конкурентов:
Представь, что ты эксперт в маркетинге, специализирующийся на маркетинговом анализе. Проведи сравнительный анализ трех популярных сервисов доставки пиццы [ссылки на сервисы]. Очень длинно, глубоко и подробно опиши по пунктам преимущества и недостатки каждого сервиса.
Анализ лендингов конкурентов
Помимо общего анализа конкурентов, с помощью нейросети возможно сравнить их сайты. Это будет особенно полезно на этапе создания лендинга продукта.
Пример промпта для анализа лендингов конкурентов:
Представь, что ты эксперт в маркетинге, специализирующийся на создании лендингов. Проведи сравнительный анализ шести лендингов образовательных курсов [ссылки на лендинги]. Определи их главные смыслы, УТП и триггеры. Сравни очень глубоко и подробно лендинги между собой и выяви их преимущества и недостатки. Предоставь информацию в виде таблицы.
Формирование уникального торгового предложения
Уникальное торговое предложение (сокращенно – УТП) – это причина, по которой клиенты выбирают вашу компанию среди конкурентов. Если коротко сформулировать выгоду, которую получает клиент, получится УТП компании.
Чаще всего у компаний несколько УТП – по одному на каждый сегмент целевой аудитории. Чтобы нейросеть корректно сформулировала ваше уникальное торговое предложение, прикрепите к запросу данные о сегментации аудитории, которые мы получили ранее.
Пример промпта для составления УТП:
Представь, что ты эксперт в маркетинге, специализирующийся на маркетинговом анализе. Тебе нужно сформулировать уникальное торговое предложение. Я прикрепил файл с сегментами целевой аудитории и их характеристиками. На основе полученных данных и своей информации сформулируй уникальное торговое предложение для каждого сегмента аудитории. Предоставь информацию в виде таблицы.
Как получать более качественные результаты от нейросети
Если ответ получился неточным, то следующим запросом можно его скорректировать. Также можно прикрепить примеры того результата, который вы хотите получить.
Примеры промптов для уточнения:
Добавь больше деталей к триггерам, которые используют конкуренты на лендингах. Дай прямые цитаты с сайтов.
Раскрой этот пункт более подробно. Опиши, какие еще боли есть у каждого сегмента аудитории.
Если ИИ искажает факты, попросите уточнить эту информацию или исправить фактические ошибки. В ChatGPT доступен режим Canvas, в котором можно выделить интересующую часть текста и отправить промпт именно к ней.
Примеры промптов для проверки фактов:
Опиши это более подробно.
Исправь фактические ошибки.
Если нейросеть выдает ответ сразу, пропуская промежуточные этапы, сделайте на этом акцент. Для этого приостановите работу над текущим промптом и напишите новый.
Пример промпта для работы по шагам:
Пожалуйста, выполни анализ аудитории по шагам. Начни с [описание первого шага].
Как использовать данные от ИИ в работе
Если вы протестируете все промпты выше, у вас появится много полезной маркетинговой информации. Однако прежде чем строить новую маркетинговую стратегию на основе ответов нейросети, рекомендуем просеять информацию через 3 сита достоверности, контекста и человечности. Это почти три сита Сократа, только актуальные для работы с нейросетями:
- Сито достоверности. Если ИИ выдает конкретные факты, их лучше перепроверить самостоятельно. Нейросети могут «галлюцинировать» и использовать недостоверную информацию.
- Сито контекста. Стоит помнить, что искусственный интеллект не может знать о вашем бизнесе так же много, как вы. Даже если вы дали нейросети максимально подробное описание вашей аудитории и продукта, отключать здравый смысл и слепо полагаться на ее советы не стоит.
- Сито человечности. ИИ – не человек, поэтому его советы и предложения, особенно по части креатива, могут звучать искусственно. Иногда идеи стоит докрутить до приемлемого уровня.